Ксенофонт "воспоминания о Сократе" книга 4.

 

(24) Тут Сократ спросил:

— Скажи мне, Эвтидем, в Дельфы ты когда-нибудь ходил?

— Даже два раза, клянусь Зевсом, — отвечал Эвтидем.                                 

— Заметил ты на храме где-то надпись: "Познай самого себя"15?                  

— Да.

— Что же, к этой надписи ты отнесся безразлично, или обратил на нее внимание и попробовал наблюдать, что ты собою представляешь?

(25) — Как ты думаешь, кто знает себя, — тот ли, кто знает только имя свое, или тот, кто узнал свои способности, делая наблюдения над собой, какими он обладает качествами как человек, подобно тому, как при покупке лошадей покупатель только тогда считает себя знающим лошадь, которую он хочет узнать, когда произведет наблюдения над ней, — смирная она, или с норовом, сильная или слабая, быстрая или медленная и вообще каковы ее положительные и отрицательные свойства как лошади? Таким образом, кажется мне, кто не знает своих слабостей, не знает себя. (26) А то разве не очевидно, — продолжал Сократ, — что знание себя дает людям очень много благ, а заблуждение относительно себя — очень много несчастий. Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и, пользуясь также ими, извлекает пользу и оберегает себя от несчастий. (27) Напротив, кто не знает себя и имеет ошибочное представление о своих способностях, тот находится в таком же положении и по отношению ко всем людям и ко всем человеческим делам: он не знает своих нужд, не понимает, что делает, не знает людей, с которыми имеет дело, а обо всем этом имеет превратное понятие и чрез это не получает пользы и впадает в несчастья....Ты ведь видишь, что и государства, которые, не зная своих сил, начинают войну с сильными противниками, или подвергаются разрушению, или попадают в рабство после прежней свободы. здоровью, я считаю добром, а которые к болезни, — злом.

 

         Диалог         ФИЛЕБ

                                         (Сократ, Протарх, Филеб)

 

Протарх.  Ты говоришь о надписи: «Познай самого себя»[1], Сократ?

Сократ.  Конечно. Ведь ясно, что надпись, гласящая: «Не познай самого себя», была бы противоположна ей.

Протарх.  Разумеется.

Сократ.  Не должен ли каждый не знающий себя человек быть таковым в трех отношениях?

Протарх.  Каким образом?

Сократ.  Во‑первых, в отношении к имуществу такие люди должны воображать себя богаче, чем они есть на самом деле.

Протарх.  Да, много людей обманывает себя таким образом.

Сократ.  А еще больше, думаю я, обманывают себя те, которые воображают себя более рослыми и красивыми и вообще отличными от того, чем они являются в действительности, во всем, что касается телесных свойств.

Протарх.  Совершенно верно.

Сократ.  Всего же больше, думаю я, касается это людей, принадлежащих к третьему виду, то есть к тем, кто погрешает в душе своей, воображая себя более добродетельными, чем они есть на самом деле.

ПЛАТОН

КСЕНОФОНТ

«Познай самого себя»

 Изречение было высечено на колонне Дельфийского храма.

 И этот призыв, Сократ сделал основой своих ислледований.

 (др.-греч. γνῶθι σεαυτόν, gnōthi seauton;  лат. Nosce te ipsvm ).

Так что же познавал и исследовал в себе и других Сократ? Какую область человеческой жизни он изучал?  

Что об этом писали те люди, которые непосредственно с ним общались, - Ксенофонт и Платон ?

Что характерно, оба  одинаково толкуют как понимал этот призыв Сократ :

         И там и там говориться об одном и том же, а именно что познавать себя (исследовать себя) это знать свои способности, делая наблюдения над собой, какими он обладает качествами как человек и каким он должен стать.

 

Для этого Сократ исследует вопрос что же для человека в жизни полезно и вредно

(что есть Добро и Зло). 

Ксенофонт пишет

(Воспоминания. Книга 4 гл.3)

 

(11) — Так как много на свете есть предметов красивых и полезных, но отличающихся друг от друга, то боги даровали людям чувства, соответствующие каждому предмету, посредством которых мы наслаждаемся всеми благами. Кроме того, они вложили в нас разум, посредством которого мы размышляем и вспоминаем о своих чувственных восприятиях, понимаем, на что какая вещь полезна, и придумываем разные средства, благодаря которым пользуемся добром и защищаемся от зла. (12) Боги дали нам также способность речи, которая доставляет нам возможность давать друг другу участие во всех благах путем ученья и самим пользоваться ими сообща с другими, законодательствовать и жить государственной жизнью. Что сказать об этом?

— Очень похоже, Сократ, что боги проявляют большую заботу о людях.

— А так как мы не можем предвидеть, что нам будет полезно в будущем, боги и в этом случае нам помогают, указывая вопрошающим их посредством гаданий, какой будет исход дела, и давая наставление, как лучше всего его сделать.

Платон пишет

(Диалог Алкивиад II ) 

 

Сократ.  Следовательно, он разумен, если знает что‑либо подобное – в том случае, когда знание это сопровождается пониманием наилучшего, а это последнее совпадает и с пониманием полезного, не так ли?

 

 Гиппий Больший

    (Сократ Гиппий)

 

Сократ.  Но ведь люди знающие считают более полезное поистине более законным для всех людей, чем то, что менее полезно; или ты с этим не согласен?

 

Сократ.  Таким образом, и прекрасные тела, и прекрасные установления, и мудрость, и все, о чем мы только что говорили, прекрасно потому, что оно полезно.

                         

                    ГОРГИЙ

          (Сократ, Горгий, Пол)

 

Сократ.  Стало быть, ни уничтожать, ни изгонять из города, ни отнимать имущество мы не желаем просто так, ни с того ни с сего; лишь если это полезно, мы этого желаем, если же вредно – не желаем. Ведь мы желаем хорошего, как ты сам утверждаешь, того же, что ни хорошо, ни плохо, не желаем и плохого тоже не желаем. Не так ли?

Далее.

В мире множество вещей с которыми сталкивается человек и сообразует с ними свою жизнь. Да счастье может быть у богатых, сильных, известных. Но Сократ учит что истинное счастье жизни возможно только через добрые дела и достойный характер. Человек утверждает Сократ должен быть нравственным.

 

И этому начинает учить.

Платон пишет

 

Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше.."

 

(Аполлогия Сократа )

 

 

И что еще искал Сократ?:  

Познать о себе самом что? Чему учил Сократ?

Из того что о нем писали его современники следует, что исследовал он разумную жизнь человека. Как надо жить если бы человек стал каждый раз поступать разумно. А как это поступать в жизни разумно? 

"Со­крат отстаивал принцип всеобщего господства разума — в природе, в отдельном человеке и в человеческом обще­стве в целом. В природе это проявляется как гармония и целесообразность во всем мироздании; в отдельном чело­веке как господство разумной души над природным и не­разумным телом; в обществе — как господство разумных законов и установлений, как правление знающих. Игнори­рование этого, отклонение от правильного пути являются, по Сократу, следствием незнания.

В. С. Нерсесянц

 

В одном месте диалога " Протагор" рассматривается вопрос, есть ли в знании сила, способная руководить людьми. Вопрос этот Сократ формулирует чрезвычайно четко: «Ну-ка, Протагор, открой мне вот какую свою мысль: как относишься ты к знанню? Думаешь ли ты об этом как большинство людей, или иначе? Большинство считает, что знание не обладает силой и не может руководить и начальствовать... Несмотря на то, что человеку нередко присуще знание, они полагают, что не знание ими управляет, а что-либо другое: иногда страсть, иногда удовольствие, иногда скорбь, иной раз любовь, а чаще — страх... Таково ли, примерно, и твое мнение о знании, или ты полагаешь, что знание прекрасно и способно управлять человеком, так что того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку?» [Протагор, 352 ВС].

В противоположность этому мнению большинства

 

«Так как Сократ,— сообщает Аристотель,— занимался исследованием этических вопросов, а относительно всей природы в целом его совсем ие вел, в названной же области [этической], искал всеобщего и первый направил свою мысль иа общие определения, » (Аристотель Метафизика 1,6).

 

 а сам всегда вел беседы о делах человеческих: он исследовал, что благочестиво и что нечестиво, что прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо, что благоразумие и чтоо неблагоразумие, что храбрость и что трусость, что государство и что государственный муж, что власть над людьми и что человек, способный властвовать над людьми, и так далее

(Ксенофонт "Воспоминание о Сократе" книга 1)

 

 В целом же, Клиний, – сказал я, – как представляется, все то, что мы раньше назвали благами, не потому носит это имя, что по самой своей природе является таковым, но вот почему: если этими вещами руководит невежество, то они – большее зло, чем вещи противоположные, причем настолько большее, насколько сильнее они подчиняются руководящему началу, выступающему как зло; если же их направляют разумение и мудрость, то они скорее будут добром; само же по себе ни то ни другое ничего не стоит[1].