ДИАЛОГ

            

                    Сократ, Эзоп, Прохожий. О мудрости , философии и науке  (14,2 мин)

 

 

      Сократ:  Скажи мне Эзоп, что такое философия? Наука какая, может просто разговоры о жизни или это еще что ни будь?

 

    Эзоп:   Хороший вопрос Сократ ты задаешь. Я бывало тоже, не раз задумывался над этим, да не к чему ясному для себя так  и не пришел. И  ведь не раз слыхал, когда не только про тех кто действительно философствует, но и про других людей, случись им отвлечься от повседневных дел  да поболтать о том, о сем  и если кто из них начнет вдруг рассуждать о счастье, о боге, как устроен мир, и о других подобных вещах как тут же от его собеседника можно услышать «ну ладно, расфилософствовался тут».

       Выходит Сократ многие люди философствуют, одни постоянно, другие от случая к случаю, третий  же может, раз - другой за всю жизнь задумается о таких вещах.

 

   Сократ:    Раз каждый в этом вопросе может разобраться давай вон хоть у того прохожего спросим похоже он не слишком торопиться…

   Сократ:      Здравствуй мил человек,  меня вот Сократом зовут, его Эзоп, а как нам тебя называть?

 Прохожий:    Все зовут меня Афанасий.

      Сократ :  не скажешь ли  нам с Эзопом ответ на вопрос, который нас с ним  очень интересует?

  Прохожий:    Спрашивайте,  если знаю отчего -ж  не ответить -то?

  Сократ:   Скажи нам, каких людей принято называть философами

 Прохожий:  Думаю людей знающих и мудрых

  Сократ:  а знающие и  мудрые  это разные люди или нет? Ведь знающий может знать, если он врач, какое лекарство при какой болезни дать, ежели плотник,  он знает  какой корабль из какого дерева строить. Этих людей ты тоже называешь философами?

 Прохожий :   Нет, наверное, философами мы назовем только мудрецов.

Сократ:   А разве мудрецы мудры не благодаря знанию о чем либо, или ты думаешь можно стать мудрым ни чего не зная?

Прохожий : Да нет, не получиться быть мудрым если не чего не знаешь.

Сократ:  Выходит и врачи с корабелами и мудрецы  что-то да знают,  тем не менее одних ты уже перестал считать философами. Давай я тебя спрошу по другому: что это за знание такое особенное благодаря которому  человека называют мудрым?

Прохожий:  Я бы сказал, что такой человек  жизнь прожил, людей узнал, может  дать про жизнь совет толковый.

Сократ:   Так что же у нас выходит : что мудрец это человек умудренный годами, знающий жизнь и хороший в ней советчик. Получается,  что он и есть философ.

Прохожий : Вроде так, но философ мне кажется, не равен мудрецу, это что- то другое, а вот что уловить не могу.

Эзоп: Обожди Сократ, похоже, разница здесь все же есть:  мудрец он не рассуждает как философ, он уже мудр, он не ищет истину, а уже знает ее, не зря народ про такого  говорит:  умудренный жизнью.

     Сократ:   Что ж,  с мудрецом, похоже мы разобрались, а вот кто такой философ так и не определили. 

      Эзоп :   Пока Сократ ты все нас спрашиваешь, А нам помочь в таком деле не хочешь.  Сам то , что думаешь по этому поводу.

       Сократ:   Сам я ответа тоже  не знаю, а вот что об этом думают другие,  я вам расскажу.

      Расскажу – ка   я Вам  об одной встрече.  Случилась она этой весной. Это была женщина, врач и  приезжала она в Афины издалека, сказала что зовут ее Элис Робертс. Так вот,  она рассказывала мне, что душу человека создает человеческий мозг, а все тело человека называла организмом природы.

 

      Сократ говорила она мне то, что ты знаешь под словом «Я» это и есть начало души.

В основе образа «Я» лежит физическое ощущение организмом самого себя. Сигналы от организма улавливают крохотные частицы в голове,  которые называются нейронами, они  объединяются и создают цельный образ организма, который помогает потом ему начать ощущать себя. Так вот этот образ «Я» является  самостоятельным образом и может делать так, что перестает обращать внимание на сигналы организма о боли и  жажде, голоде и на  другое подобное, Именно в этот момент душа освобождается от потребностей тела и получает опыт свободы.  И тогда этот образ «Я» или Душа начинает  просто перебирать мысли о мире или информацию саму по себе. И  оболочка Души,  можно сказать это сгусток чувств и мыслей. Она душа может начать мыслить,  о чем хочет, может представлять себе любые картины мира.  Она понимает, что живет в теле, но может обходиться без него. И   понимая свою абсолютную свободу  мышления, душа начинает спрашивать себя и стремиться к познанию.

        И  существует Сократ  2 пути познания :

 

        Один из них это путь ученого,  который изучает мир исходя из окружающей действительности.  Ученый  не мудрствует, для него мудрость не заложена в нем самом как в философах, для него она находиться в природе и поэтому он обращается непосредственно к ней пытаясь понять ее таковую какая она есть. Он  наблюдает,  взвешивает,  измеряет, и как у нас говорят, получает факты и только через них  пытается понять и объяснить  мир.  Душа ученого  не творит этот мир, она  его только исследует.  И это будет первый  вид  познания,  и его мы называем научным.

     Другой  же путь  это когда Душа сама, видя  мир вокруг себя, не пытается его исследовать,  а  пытается  путем рассуждений объяснить то,  что видит и чувствует и при этом использует  мысли и  мнения,   которые у нее уже есть.  Душа комбинирует их так как ей кажется правильным. А правильность  каждой души это  ее личный опыт  жизни, представлений о ней,  которые она взяла  от своих родителей, своей религии, своего окружения, и у каждой души они свои. Поэтому то  и есть столько философов Фалес, Пифагор, Аристотель, у меня дома Ницше, и Гегель, и их еще есть и будет сотни и тысячи, у каждого из них  своя душа совсем не похожая на другую. Можно сказать,  что философий или что тоже - мнений о мироздании о свободе, душе, боге, столько сколько душ в мире.

       Поэтому и получается что душа Фалеса  Возводила  все многообразие вещей к единой первостихии — воде. Душа Пифагора предположила,  что в основе мира лежат числа, душа же Аристотеля помыслила, что начало это бог перводвигатель. Будда  тоже был философом, пока рассуждал и мыслил о человеке. Интересна его дальнейшая судьба, в один из дней он остановился и перестал рассуждать . И сказал что существует 4 истины к которым он пришел,  что  существуют страдание, его причина, состояние освобождения,  и путь к нему. Стоп сказал он сам себе  вроде это все объясняет, да,  все так  и есть,  я открыл истинные отношения между людьми и этим миром  и он стал проповедовать это свое открытие.  Люди, послушав его сказали:  мы верим тебе, мы считаем что эти положения есть истина и так обстоит дело на самом деле, твои представления станут нашими убеждениями,  мы будем следовать им и им мы будем верить.  Вот  так из философии возникла вера и религия Буддизм.

     Правда случается что и философия тоже угадывает и делает верные предположения, как например Демокрит верно предположил, что материя мира состоит из атомов, а когда это предположение подтвердилось его забрали себе физики в науку и творчество в этом вопросе закончилось.

 

 

       И отличаются эти пути познания еще вот чем:  научный путь не связан с душой,  в нем ее нет а, есть только логика и факты действительности и разум человека, в который в момент научных поисков превращается душа.

   Во время же  отвлеченных  рассуждений  души о мире, о себе, и о другом подобном , рассуждает как бы не сам беспристрастный  разум, а живое существо и им  становится душа благодаря организму, который отдает ей или образу «Я» свои живые чувства :  любовь, страдание,  умение радоваться счастью, и  еще дает ей  сомнение и нерешительность,  и  в основе всех этих чувств лежат инстинкты  организма, а проще сказать  законы,  по которым живет организм  и эти законы установила для него сама природа.

       У меня на родине  Сократ, ученые думают, что  в основе причины философствования,  а в дальнейшем  и научного познания  лежит потребность организма выживать,  и  для этого предвидеть события и знать, что находиться вокруг. Этому в частности  и служит исследовательский инстинкт организма, который позволяет делать мир определенным  и  познаваемым, и  тем самым облегчает выживание. Он то, этот инстинкт и рождает стремление к познанию.  

     И толкаемая этим стремлением душа  пытается преодолеть свое незнание.  И  есть область знаний, которая касается не  обыденной жизни как например сплести сеть для ловли рыбы, сделать меч  или построить дом, нет,  ведь здесь нужно постоянно соотносить свои действия с действительностью,  а зачем рассуждать и что то придумывать если и так все очевидно и тут же будет видно на практике…. А касается она  вопросов  о себе, о самом мире, его законах, о боге, о добре и о всем том в  чем действительность не очевидна, бывает ее вообще нет,  как например, с богами или с сущностью души ведь ни богов ни самой души  никто никогда не встречал и не видел. Вот тогда то и начинает душа  мудрствовать  и делать предположения  обо всем этом.

         И похоже  Сократ философия это всегда сам  процесс рассуждения души,  возникающий когда она самой себе пытается объяснить мир. Душа при этом  в отличии от ученых обладает полной свободой и это та свобода в процессе  рассуждения делает  массу предположений и допущений и душа при этом не обращает на это никакого внимания ведь,  главное получить для себя объяснение и она его получает.  

        Сократ :  И выслушав ее я тогда сказал ей:

     Выходит Элис ,  что  и философы и ученые познают один и тот же мир. Но  каждый это делает по своему.

      Да Сократ, так и есть, когда познавать есть желание, но еще нет науки,  познание происходит путем философского рассуждения,  Наука со своим методом непосредственного исследования  возникнет потом,  когда люди поймут, что вовремя рассуждений делается много домыслов и непроверенных допущений которые приводят к ошибкам.  

     Люди станут обнаруживать,  что ошиблись раз, другой, третий  и поймут,  что больше надежности выходит, если идти методом научным, а не полагаться полностью только на свои мысли. С истиной как ты сам говоришь спорить невозможно, философские рассуждения у  меня на родине уже  признаны негодными во многих областях познаваемого мира  и уступают свое место научно доказанным истинам,  которые- то только и соответствуют той правде, которую всегда искали Филисовы.

 

          Вот что она мне поведала.

     Эзоп : Так какая же тогда ценность в том чтобы быть философом Сократ?

 Сократ :   Наука Эзоп не ищет лучшего,  наука просто показывает реально существующую картину мира Мир и действительность таковы,  каковы есть говорила мне Элис Робертс, с людьми же все иначе,  у них есть свобода воли, отсюда нет постоянных законов как в мире природы.  Люди могут сами творить себя и свое общество по своему усмотрению, именно в этом случае уместна философия .Человек начинает  соединять мысли то так, то этак, а потом выбирает лучшее. Так, разобравшись что есть добро, что зло он поймет как лучше жить, как должно быть устроено государство, чтоб люди, живущие в нем были счастливы. Может, что верное и получиться. Если нет, поиски продолжат другие.    

        И в этой  области знаний об отношении  человека и мира,  Эзоп  всегда будет место философии, или правильнее философскому методу рассуждения. Наука там бессильна…  Хотя не будем забегать вперед. Жизнь все расставит на свои места.

        Эзоп : Что ж Сократ, мне пока к сказанному добавить нечего.  

   Сократ:    Тогда  осталось нам только вознести хвалу богам, которые дали  нам время и сил  попытаться  хоть как то уяснить для себя столь непростое дело.

       боги, дайте мне стать внутренне прекрасным! . Богатым пусть я считаю мудрого, а груд золота пусть у меня будет столько, сколько ни унести, ни увезти никому, кроме человека рассудительного. Просить ли еще о чем‑нибудь, Эзоп? Но по мне и такой молитвы достаточно.

     Эзоп.  Присоедини и от меня ту же молитву. Ведь у друзей все общее.

     Прохожий : Спасибо Вам добрые люди, что остановили меня.  Сам Вас не забуду и другим поведаю, воистину  не  хлебом насущным  жив человек, прощайте.