ДИАЛОГ

 

                                                                 Сократ.  О себе.

  

 

         Я Сократ, один из жителей города Афин. Сейчас у нас идет если считать по вашему 399г. до новой эры. Значит получается, что нас с вами разделяет почти 2,5 тысячи лет.

      Сегодня мне идти  в суд. На меня подали иск Анит с Ликоном, один из них купец другой поэт. Обвиняют меня в том, что я не верю в богов и своими беседами развращаю молодежь. Просят мне смертной казни, я знаю,  они добьются своего, и афинский народ приговорит меня к чаше с цикутой. Это отрава, говорят, смерть от нее быстрая и легкая.

А смерти то я не боюсь, нет. Я боюсь прослыть недостойным человеком. Вот это действительно для меня страшно.

      Как я до всего этого дошел? Это одному богу известно, люди рассказывают, что  кто-то спросил у жрецов самого почитаемого храма в Греции -  Храма  Аполлона в Дельфах,   кто самый мудрый из греков ему ответили Софокл мудр Еврипид мудрее, но никого нет мудрее Сократа. Отсюда и пошел Слух, что Сократ де  мудр.

     Но я то знаю, что ничего не стоит моя мудрость. Единственное чего я хотел и к чему стремился это стать хорошим человеком и других как мог в этом наставлял, а оказалось что это наказуемо и по мнению Афинян за мои разговоры на рынках и площадях наградить меня надобно смертью

       Мне уже 70 лет и я старик, выходит что родился я в 470 г. до новой  эры. Отцом моим был Сафроникс . Был он каменотесом и обрабатывал камень на строительстве храмов. Мать тоже была полезной обществу – повитухой – это та, что помогает женщинам рожать.

        был  я  таким же как и все мои сверстники.  Отец, когда мне исполнилось 7 лет отдал меня в общественную школу там мы изучали математику и музыку письмо и учились читать. Потом когда нам исполнилось по 18 лет мы все стали эфебами т.е. юношами подлежащими призыву на военную службу.  Нас  научили обращаться с оружием и  подчиняться приказам командиров.

   Бывал я и военных походах, и сражался и никто не скажет,  что посрамил я данное  мне городом оружие. Когда война стихла, мы возвратились домой и стали обычными  гражданами, исполнившими свой долг.

       Не помню уже,  когда это произошло, а стало мне интересно знать, что люди  думают о своей жизни. У нас все проще было чем у Вас, мир был молод, слово красивое было в диковинку, люди приходили к нам  в город ото всюду, и мир открывался нам  все новыми и новыми сторонами,  наверное поэтому все афиняне были жадными до разговоров. Все любили поспорить и как у нас говорят покалякать.

       Заезжали к нам и мудрецы, которые собирали вокруг себя толпы людей рассказывая о том, как устроен божественный космос, что значат звезды и небо. Приезжал и Великий Парменид со своим учеником Зеноном  и каждому было о чем   рассказать.

      Да только говорили они скорее не о людских делах, а все о божественных.

Но  были и другие, которые вели разговоры о  людях : как они живут, как относятся друг к другу, о законах в государстве, о справедливости. И Самыми известными из них были Горгий с Протагором. Учили  же  они, как красно говорить в народном собрании и этих, вторых, называли Софистами, что значит учителя мудрости. К ним шли толпы молодых людей, платили им  большие деньги в надежде, с помощью полученных знаний добиться больших должностей в государстве.

      Жизнь продолжалась,  но  как то, в одном из свитков я прочел, что всему основой и головой служит ум.  Истина утверждал он, есть в любом деле надо только ее отыскать. И я стал искать ее,  я забросил все дела я стал  по сути ее рабом, я был готов в поисках за нею стучать во все двери и лобызать следы ее ног. Но это было уже  потом…

   А тогда я решил так :  Голова на плечах у меня есть,  спрашивать других я умею. Вот и стал я так же как и многие другие разговаривать с людьми на площадях.
  Только не на их манер я вел беседу, они то, все зная, учили как надо жить, я же не зная этого просил у прохожих, мастеров в их лавках, да тех же самых учителей мудрости научить меня как правильно поступать в жизни, но сначала просил  их показать,  что сами они верно  о ней , об этой жизни  судят.

     Наверное с этого и началось… и многие невзлюбили меня за мои вопросы

Да и понравиться ли кому из учителя жизни оказаться в этом вопросе невеждой.  Да еще и прилюдно.

     А спрашивал, то я людей, о том какой поступок должен считаться добрым, что важнее : люди или само государство,  что значит быть справедливым, спрашивал, как верно вести государственные дела, и о многом другом в том же духе спрашивал я.

      Так например, государственного человека спрашивал я о Демократии так:

      Сократ : Скажи мне Анит- кожевник, ты видный политик, знаешь как вести дела государства, Демократия это Власть или видимость власти.

      Анит :   Конечно Власть, что ты мелешь Сократ.

     Сократ : Как ты думаешь отец в семье когда дает указания домашним сам принимает решения или им кто руководит ?

      Анит :    Нет он Сам, он глава семьи как скажет то для всех законом и будет.

     Сократ :  И ты утверждаешь что и в народном собрании как народ решит, так и будет?

      Анит :     Да так утверждаю.

     Сократ :  А скажи мне когда  народ принимает решение что делать а что нет каждый из них лезет,  на трибуну и предлагает свое или  один из них наверное самый видный и богатый, а еще случается и всякие партии собранные по интересам, выдвигают проекты законов на голосование?

     Анит :     Нет каждый не лезет конечно,  народ заслушивает кого либо одного или же представителя какой либо партии.

     Сократ :   Значит, народ на сходке не изобретает и не обсуждает закон с нуля, а обсуждает готовое предложение?

     Анит :     Да народ обсуждает то, что ему предложат другие.

     Сократ :   А бывает так, что в законах кои они принимают они нечего не смыслят, ведь рыбак пахарь, плотник из которых в своем большинстве и  состоит народное собрание  мало что понимают в налогах, в судопроизводстве, в структуре государственных расходов, а ведь это все надо знать, чтобы оценить, что представленный закон дельный или нет.

     Анит : Согласен этих знаний у них маловато, Но те, кто составляют законы все это знают, и в полной мере.

     Сократ :   Постой, постой, Ведь ты говорил до этого, что  Глава семьи сам дает указания что делать, а что нет, а тут у нас выходит, что глава Всего в государстве само мало понимает в том, что творит.

       Не отсюда ли происходят плохие законы, или ты людей не знаешь  и думаешь, что ради своей корысти не найдется такой, что сможет и все  наше народное Собрание  обмануть и выдать черное за белое. Только здесь все куда хуже негодный закон в интересах кого либо, кто обманывает, преподносят как благо для всего государства. 

     Анит : Так ты хочешь всех отвлечь от работ и заставить  их изучать науку как разбираться в законах разбираться что в них хорошо записано, а что плохо?  и как ты это все  себе представляешь .

     Сократ :   Тебе виднее Анит, я никак не представляю, похоже, это ты уже понял, да  только не знаешь, как к этому подступиться.  Только зря ты на меня по этому поводу злишься, как если бы я этому был виной.

     Анит :  Да и не имеет теперь значение что ты Скажешь Сократ,  глупцами и невеждами то ты их назвал, а я уж позабочусь что бы они об этом узнали.

       Вот так и заканчивались часто мои беседы. И многие невзлюбили меня за это.

Хотя случалось и так, что у человека начинали гореть глаза, он уточнял свои мысли и сам спрашивал меня, я на что мог, отвечал, а на что ответить не мог мы вместе с ним начинали искать ответ. Но таких было меньше и осуждение на смерть тому хорошее подтверждение.

  

Говорят,  что в будущем люди сохранили память обо мне и делах моих. Великая эта награда , ведь Даже  Сам царь 300 спартанцев Леонид,  свершивший с ними величайший подвиг  попросил перед смертью у людей только одного , что бы их  помнили.

    Леонид Парфенов :  Да Сократ наш мир  тебя помнит и знает твои беседы, через твоих учеников Платона и Ксенофонта.  У  нас даже твой образ  в стихе есть  : «каменотес, болтун и реформатор мира, князь колдовства, изобретатель каверз, спорщик, Заносчивый насмешник и притворщик».  

    Сократ:  Знать то знаете, а как вижу толка то нет. У Вас и в жизни то,  то и поменялось, что только  быт легче стал, а так все так же как и у нас-  ближнего  готовы  обмануть, а бывает и стащить чего у него. И  Как воровали у нас из казны , так и в ваше время этот вид  доход у Вас не забыли. Да и Ваши правители не более знают о законах, чем наши.

      Да вот пример Вам : Вы, у себя в главном законе об устройстве жизни, который назвали   Конституция  записали, что Ваш президент является ее гарантом.

    Леонид Парфенов :  Да это его обязательство перед всем народом.

- Зачем написали –то?,  Как он сможет гарантировать того чего и нет ? Ведь  Ваша Конституция Клянусь Зевсом с самого  начала это вымысел.

 Леонид Парфенов :   Не понимаю тебя Сократ о чем ты.

  Сократ:   -А как у Вас,   принято казнить то, если что не так наговорю? 

 Леонид Парфенов :    Зачем ты так ?

 Сократ:    Да ты прости меня мил человек не хотел я тебя обидеть,  Вы - то наверное людей за слово  не по-вашему сказанное  не казните.

Леонид Парфенов : Нет Сократ, у нас за это  не казнят, у нас теперь таких людей в тюрьмы  сажают.

 

  Сократ :   Так Вот Давай прочтем первое же что записано В вашей Конституции :

Мы многонациональный народ решили ….., и опять народ решил , и здесь у Вас народом принято прикрываться. Что то Ваш недавний  закон Димы Яковлева,  не слишком – то на  общенародный, а еще меньше на справедливый похож.

      Давай дальше посмотрим и начнем с самого начала ст. 1 ., В ней написано, что Российская Федерация - Россия  есть демократическое и правовое государство.

Так там утверждается?  если я не то говорю, то  поправь меня.

Леонид Парфенов : Все правильно Сократ,  именно так и записано, что Россия есть демократическое и правовое государство.

 

   Сократ :   Тогда скажи мне,  если человек знает математику должен ли он  называться математиком ? или если вон камень у дороги должны ли мы сказать что это камень, а не телега т.е. должны ли мы называть вещи  тем что они есть на самом деле.

   Леонид Парфенов :  Должны,  любая вещь должна называться такой чему она соответствует, и у нас говорят: называть вещи своими именами.

   Сократ :  Хорошо ты говоришь, давай  же на этом и стоять :  какая вещь какая есть так ее и назовем, а если не такова, то  мы так и скажем,  и  это будет справедливо.

       Вот и реши, соответствует ли записанное действительности, ведь  демократическое правление означает  правление народа, да только это не возможно, кто работать то будет, если все править начнут,   интересно будет так же  посмотреть,  как все они меж собой согласия будут достигать, поэтому то и дописано дальше в ст.2 что народ может ( а ты читайм: обязан ибо иначе никак и не выходит)

попросить поправить за него каго -нибудь другого. А на это место желающих наверное не только у нас много было.

Вот и выходит, что демократии то и нет а есть правление человека, которому Власть доверил народ, в чаяньях, что тот кто будет править за него забудет свои интересы, ведь это  было главное условие его выбора.

Я же крепко стаю на том, что власть народа и власть от имени народа совершенно разные вещи и примеров этому  в истории великое множество. Вот и выходит,  что записано одно, а на поверку оказывается совсем другое.

 

      Давай дальше посмотрим, после утверждения, что Ваше государство является демократическим, так же утверждается что оно еще и правовое. Может здесь дело обстоит не так плохо и Ваша страна есть то место,  в котором люди счастливы и свободны, причем все и сразу, Ведь правовое  значит такое, где главенствуют хорошие и справедливые законы им все подчиняются, не взирая на чины и достаток, где люди довольны,  верят во власть и закон.

Наверное, Вы великие волшебники,  коль достигли все го этого или великие обманщики, коль скоро не имея  этого  называете свое государство таковым.

 

       Поэтому- то я и спрашивал у тебя Как Ваш президент сможет гарантировать Вам того чего нет, да и быть не может. Вы перепутали желаемое и действительное.

 

Да  Сократ, с тобою  не поспоришь.

Нет, друг мой, ты не в силах спорить с истиной, а с Сократом спорить то дело не хитрое.

 

 ПАУЗА

 

Леонид Парфенов : Сократ ты сказал, что тебя обвиняют в безбожии и говорят,  что ты богов не признаешь,За это у Вас казнят?

 Сократ:  Да и даже очень, в наше время это большой грех. Но я верю в богов, хожу в храмы и приношу жертвы как и все жители Афин.  Они говорят о другом боге, о том кого я слушаю превыше всех остальных :

Когда я стал спрашивать людей о хороших и плохих поступках, я стал отчетливо слышать голос который шел откуда то из нутрии меня и вот он отклонял меня от совершения некоторых из них .  Потом, поразмыслив почему,  я приходил к ответу, что не послушав его я бы совершил не справедливость. Потому я и  стал  его чтить.

      Говорят, что этот бог живет в каждом из нас, но у одних он спит, другие же научились его успокаивать, чтобы его шепот был еле слышан, а то и вовсе заставили замолчать. 

      Я не стал так поступать, и теперь я точно уверен в том, что он дар нашего мира нам,  людям.  И веря  в этот дар я знаю ,что  существуют обязательные для всех неписанные моральные законы – законы добра и истины.

 Да, меня за мои разговоры будут судить, и осудят на смерть, Человек в большинстве  своем всегда остается человеком, который не жаждет истины, а думает только о том, как ему его жизнь прожить хорошо. Для него рецепт один: заботься о себе и смотри, что бы другие тебе не докучали, а будут мешать прихлопни того как надоевшую муху.

     Хотя встречается и такие, что просыпаются от спячки и смотрят в небо и в глазах их встают слезы- такие начинают понимать ,  что нельзя так больше жить как жили они раньше, их души меняются и  они начинают видеть доброту мира и им в ответ улыбается небо. Вот эти - то люди и есть истинные сокровища  человечества.

 

     Уже пора мне идти, мои сограждане наверное меня уже заждались  и нет у меня времени спросить у тебя,  что есть добро и счастье для человека и где их сыскать, вдруг ты знаешь ответ, а если нет- чтож,  похоже мне до самой смерти суждено заниматься этими поисками.  Прощай.

  Леонид Парфенов : Прощай и ты Сократ, я тебе в этом вопросе тоже не помощник, ответа не знаю. Но ты ищи,  обязательно ищи и найди.